Автор- В. Савченко.
Отсюда
Сейчас об этом уже можно рассказать. Было это во времена дремучего застоя и стагнации, то есть очень давно. Так что о разглашения служебной тайны не может быть и речи. Чистая история.
Из- за участившихся угонов самолётов из Москвы в МВД союзных республик был напрвлен Приказ о формировании антитеррористических подразделений для борьбы с воздушными пиратами. Создали такое подразделение и в Латвии.
Так как набирать "спецназовцев" было попросту неоткуда, решили использовать имеющийся личный состав Отдельного батальона Патрульно- постовой службы милиции при УВД Рижского горисполкома, который сам был сформировани незадолго до этого- в 1978 году и состоял поначалу из шести (по количеству районов Риги) мотовзводов, впоследствии- рот.
(О становлении батальона также надо писать отдельно- это своя, полная трагизма и комизма, отдельная песня!)
Итак, стали набирать личный состав в новое подразделение, названное ротой оперативного реагирования, но так как всё это осуществлялось на базе ОБППС, имеющем шесть рот, то и назвали седьмой ротой оперативного реагирования (на бумаге, наверное, выглядело грозно- 7-ая рота опер. реагирования, как будто их, опер. реагирования, семь...)
Технику для новой роты взяли в том же батальоне, усилив ЗИЛком в польском исполнении- специально приспособленным для противостояния массовым беспорядкам: ЗИЛ-130 с забранными решетками окнами, защитой бензобака, фар, маяков и прочего, что могут повредить или разбить. В кунг для личного состава вёл гидравлический трап, все сиденья с ремнями безопасности, переговорное устройство с кабиной, автономный обогреватель на солярке, короче- броневик.
ЗИЛ АТН. Его потом Рижскому ОМОНу передали.
Выгядел он так, как на этой картинке :

только на картинке он слегка "разукомплектован"- защита с окон и маяка -у нашего было два маяка- и фар снята.
На фотке над лобовым стеклом видны остатки крепления защиты.
А вот ещё фотографии АТНа:

Но самой ударной силой нового формирования стал приданный роте Отдельный взвод проводников служебных собак с питомника МВД. Личный состав взвода имел свой транспорт- древние ГАЗоны с будками- вольерами для собак и "кинекологов", но главное- это устоявшиеся традиции и повадки милиционеров и собак. Эти традиции и повадки- также отдельная песня!
Одни только потери по пьянке во время дежурства на пляже в Вецаки служебных собак с последующими азартными поисками или не замеченное вовремя ни потерявшими, не потерянными отделение от машины при переезде железнодорожного переезда будки с личным составом и собаками чего стоят!
Приехала тогда машина на питомник, а будки нет.
Поехали искать. Стоит на дороге будка, а в ней играют в карты так ничего и не понявшие проводники и сидят привыкшие ко всему собаки.
Набирали в 7-ую роту с условием, что претендент должен иметь необходимую подготовку- за плечами служба в десантных войсках, на худой конец- спортивный разряд.
В основном таких и набрали. У меня был первый по стрельбе, поэтому проходил подготовку на СВД.
Но зачастую командиры рот направляли во вновь создающуюся роту милиционеров, с которыми не "сжились", то есть, попросту сбагривали тех баламутов, которых не смогли "обуздать".
Многие из таких необузданных стали потом отличными бойцами, но некоторые стали беспредельничать- ломать челюсти и прочие конечности..., в общем, за год работы всё утряслось.
Командиром роты был назначен майор Мусинов, выпускник Института физкультуры, спортивный- непьющий- некурящий, который хотел подтянуть всех подчинённых до своего уровня.
К сожалению, это оказалось утопией.
Итак, собрали нас всех в форме, в хромовых сапогах, с вещмешками, выдали спортивную форму и отвезли в армейский сборный пункт, находящийся в лесу по дороге на Малпилс.
Разместили в казарме, солдатская пайка, инструкторы- из спецвзвода ВВ МВД (взвод по усмирению тюремных бунтов, все бойцы двухметрового роста, мастера единоборств, рожи зверские, только посмотреть на них- уже страшно!)
И начали нас натаскивать...
Половину дня занимала огневая подготовка, после обеда- руопашка и психологическая. А самолёты от террористов ослобоняли чисто теоретически. Ну, ещё фильмы для служебного пользования показывали.
Огневая подготовка начиналась с трёхкилометрового кросса до стрельбища по пересечённой местности (в спортивной форме, но в хромовых сапогах со скользкими кожаными подошвами мы лихо скользили по корням сосен и других дерев, благо цинки с боезапасом и оружием (кроме пистолетов) подвозили на машине).
На стрельбище попеременно стреляли из пистолета, автомата и ручного пулемёта, группа снайперов, помимо этого, осваивала СВД. Причём стреляли до одурения по нескольку часов.
Упражнения для пистолета- сначала стрельба по неподвижным мишеням, потом- по "штанам"- это типа мишень- ноги поднимаются на короткое время, ну и движущиеся цели.
Ну и стрелять надо было не из положения "стоя", а по команде "к бою" бежать к мишени, вытаскивая пистолет из кобуры, досылая патрон в патронник, кувыркаясь через плечо и, уже после кувырка, стрелять.
О том, как бойцы проходили психологическую подготовку и штурмовали полосу препятствий на двухнедельных сборах (смех и слёзы)- в следующем мемуаре. Когда посетит вдохновение :)
|