[ · Jaunas vēstules · Dalībnieki · Foruma noteikumi · Meklēšana · RSS ]
  • Lappuse 1 no 1
  • 1
Рижский форум. Rīgas forums » Автомобильный форум, перевозки, ремонт и уход за авто » Фан-форум рижской веломототехники » История предприятия Саркана звайгзне
История предприятия Саркана звайгзне
СаваDatums: Суббота, 27.11.2021, 21:12 | Ziņojums # 1
Администратор портала
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 478
Statuss: Оффлайн


Автор Женёк LV

Саркана Звайгзне (латыш. Sarkan zvaigzne — «Красная звезда») — бывший мотозавод в городе Риге, функционировавший в период существования Латвийской ССР.

История предприятия в досоветский период.

Завод был основан как частное предприятие в 1927 году. До национализации в 1940 году предприятие занималось производством дорожных велосипедов. В 1929—1930 годы оно входило в состав акционерного сообщества «Омега», которое постоянно конкурировало с другой известной рижской фирмой по производству велосипедов в межвоенный период, которая носила название «Латвелло». Что касается последней, то её офис располагался на улице Элизабетес (бывшая Елизаветинская, в советское время — Кирова), 18, а её руководители, Яков Едейкин и Давид Берлин, поставили на широкую ногу изготовление всех без исключения деталей для велосипедов на цехах своего предприятия. Другим важным производителем велосипедов в Латвии между двумя мировыми войнами было предприятие «Эренпрейс», третий конкурент на велосипедном рынке страны, в которое и превратился завод после выхода из состава «Омеги» в 1930 году и начала свободного плаванья. Фирма, провозгласившая свою самостоятельность после 1930 года, получила название «Густав Эренпрейс» в честь нового руководителя. Густав Эренпрейс — отец известного латвийского цитолога Яниса Эренпрейса. На протяжении 30-х годов фирма специализировалась на изготовлении мужских и женских велосипедов несложной, но удобной в эксплуатации конструкции, которые проходили стадию сборки в Латвии в основном из импортируемых из Англии и Германии деталей (в отличие от уже упоминавшейся «Латвелло», на которой детали производились на месте). Эти велосипеды были известны под маркой «Эренпрейс ориджинал» вплоть до начала Второй мировой войны. В конце 30-х годов, в период диктатуры Карлиса Ульманиса, на предприятии были образованы два подпольных коммунистических кружка, председателями которых были революционеры Екаб Вецвагер и Винсент Тутин. В общей сложности за 13 лет (с 1927 по 1940 год) функционирования этого предприятия в истории республики меж военного периода было выпущено 182000 велосипедов.
О Густаве Эренпрейсе известно, что он работал главным инженером на своём предприятии, а его технические новинки и оригинальные изобретения обусловили распространённость велосипедов этой марки в том числе и в таких европейских государствах, как Франция, Бельгия, Германия. Его инновационные заслуги создали ему репутацию талантливого мастера-инженера, благодаря чему он остался на своём посту и после завершения войны и присоединения Латвии к СССР. Данных о его дальнейшей судьбе найти пока не удалось, этот вопрос можно считать открытым и в наши дни.
Pievienotie faili: 2908709.jpg (51.0 Kb)


Внимание, важная информация!|
|Я в Facebook|Сезонная скидка|
 
СаваDatums: Суббота, 27.11.2021, 21:22 | Ziņojums # 2
Администратор портала
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 478
Statuss: Оффлайн
История Рижского велосипедного завода до 1961 года

С наступлением июня 1940 года предприятие было национализировано советской властью и получило новое название — Рижский велосипедный завод «Саркана звайгзне». С 1963 года предприятие стало называться Рижский мотостроительный завод «Саркана звайгзне». Сразу же вступил в силу проект реконструкции главного на тот момент велосипедного предприятия страны (семья Едейкиных была репрессирована, Давид Берлин также погиб в лагере после 1940 года, что предопределило ликвидацию конкурирующего предприятия «Латвелло»), который предполагал постепенный переход к новому уровню производства — 100000 велосипедов в год. Нацистская оккупация республики помешала работе национализированного и переименованного предприятия, но после окончания военных действий Рижский велосипедный завод успешно возобновил свою деятельность. Первый этап осуществления плана реконструкции «Саркана звайзне» начался в 1946 году и был завершён 1 апреля 1947 года. Предусмотренная проектная мощность (100000 велосипедов в год) была достигнута в 1949 году, а уже в 1960 году, например, на фабрике было изготовлено и выпущено уже 220000 велосипедов.

Производство первого мопеда в СССР

В середине 50-х годов промышленное ведомство СССР посчитало необходимым инициировать перепрофилирование производства Рижской велосипедной фабрики, поскольку велосипед считался явлением обыденным, а во многих европейских городах люди давно оформили своё знакомство с моторизованными транспортными средствами. Именно к 1958 году инженеры-конструкторы велосипедного завода «Саркана звайгзне» решились на внедрение всесоюзного новшества, и к велосипедам, в изобилии выпускаемым с конвейера одного из наиболее преуспевающих и передовых велостроительных заводов Союза, был приделан мотор. Так в 1958 году в Риге появился первый в истории Советского союза мопед, который получил название «Рига-18». К велосипеду был прикреплён двигатель, изготовленный на ленинградском заводе «Красный октябрь». Мопед «Рига-18» увидел свет благодаря главному конструктору «Красной звезды» Юрию Веллеру. После этого стало понятно, что настал момент полностью перепрофилировать производство на «Красной звезде» — велосипедный «промысел» был отдан на откуп другим заводам, а на «Звезде» было принято решение окончательно и бесповоротно перейти на конвейерный выпуск мопедов, которые очень быстро приобрели известность у молодого населения не только Латвийской ССР, но и всего Союза.

Изготовление и выпуск «Риги-1»

В 1961 году было решено прекратить выпуск дорожных велосипедов в связи с переориентацией производства на заводе. Именно тогда завод приступил к производству мотовелосипеда «Гауя» (мечта многих советских подростков середины и конца 60-х годов) в дополнении к ранее (в 1960 году) начатому производству ещё более исторического мопеда «Рига-1». Эта модель была снабжена моторами, производимыми на чешском предприятии «Ява», а в качестве технического прототипа конструктора завода решили использовать «гремевшие» по послевоенной Европе мопеды немецкого производства марки «Симсон». Впоследствии создавались различные модификации, такие как «Рига-5», «Рига-7» и другие, которые, без преувеличения, пользовались головокружительной популярностью у советских молодых людей поколения 60-х и 70-х годов. Кстати, первые «Риги-1» считаются бесценным раритетом, а самым дорогим сокровищем для мотофилов являются те мопеды, которые были выпущены с двигателями «Явы». Дело в том, что вскоре после выпуска мопедов с чешскими моторами было решено использовать двигатели, которые конструировались на заводе в Шяуляе, что, по мнению исследователей марки, несколько повредило качеству транспорта, ухудшив общие показатели продукта.

Количество продукции в начале 60-х годов

В 1962 году на предприятии с переориентированным производством было выпущено 27000 мопедов марки «Рига-1», которые импортировались не только в другие республики СССР, но и в так называемые страны ближнего зарубежья с социалистическими режимами. Для сравнения в области статистики: в историческом для завода 1960 году путёвку в жизнь получили 11 мопедов, в следующем 1961 — уже 5000 моторизованных транспортных средств, а через четыре года, в 1965, завод выпустил с конвейера всего 90000 двухколёсных «Риг-1».

История предприятия в 80-ые годы

В начале 80-х годов производство на предприятии «Саркана звайгзне» было налажено на довольно высоком уровне, было выпущено 208400 мопедов разных версий и модификаций («Рига-13», «Рига-22», а также различные спортивные модели мопедов и мотоциклов). Завод специализировался в том числе на запасных частях для мокиков и мопедов, а также для сельхозтехники, производство которых было отлажено на высоком уровне и имело систематический характер. Об этом свидетельствуют и статистические данные, согласно которым общий объём продукции рижского предприятия к 1983 году составил 37,9 миллионов рублей. С 1984 года предприятие расширило зону экспорта, и его продукция получила «пропуск» в государства с дружественными режимами, такие как Куба, Вьетнамская Народная Республика и некоторые другие. Ещё раньше, в 1970 году, группа работников Рижского мотозавода удостоилась почётной регалии — Государственной премии ЛССР — за конструирование модификаций «Рига-4» и «Рига-5», а также за налаживание их массового, серийного производства, который был успешен за счёт общего поступательного увеличения производительности труда, что и предопределяло высокие темпы роста продукции. Также с начала 80-х годов руководство завода много внимания уделяло развитию собственного станкостроения, а также на изыскание и последовательную разработку новых способов производства.

История предприятия в независимой Латвии

После так называемой Баррикадной (Песенной) революции 1991 года, в результате которой Латвия окончательно провозгласила свою государственную независимость в условиях общего угасания промышленности Рижский мотострительный завод «Саркана звайгзне» переживал спад производства. Несмотря на то, что «Саркана звайгзне» внешне безболезненно ступила в новую эпоху, сменив название на Рижский мотозавод, деятельности предприятия препятствовала «зацикленность» на одних мопедах. Проблема заключалась в том, что ещё в конце советской эры начальство предприятия осознало, что стремление к количественному росту начало оказывать негативное воздействие на качество произведённой продукции. Поэтому государственные индустриальные ведомства начали подготавливать планы реформ производства, которые предполагали переход к производству новых транспортных средств. В связи с тем, что установки дирекции предприятия так и не были реализованы по причине некстати подоспевшего развала Союза, на мотозаводе наступил острый промышленный кризис, который в конце концов вылился в закрытие предприятия в 1998 году.

Последние изобретения

Вместе с тем нельзя утверждать, что у конструкторов мотозавода не появлялись новые идеи, а повсюду царила полная стагнация. В частности, в начале 90-х был сконструирован миниатюрный трицикл «Пони», который был незатейлив по структуре и прост в обращении; он предназначался для транспортировки грузов, а объём его двигателя не превышал 50 кубических сантиметров, что позволяло ездить на нём даже при отсутствии водительских прав. Другим, фактически последним в истории предприятия славным изобретением был складной мопед «Мини», бак с бензином которого мог быть легко отцеплен от корпуса мопеда. Также более-менее известны мопеды модели «Манки» и «Босс» были созданы по заказу партнёров из Великобритании. В 1998 году, аккурат перед роковым закрытием фабрики, её последнее детище увидело свет — речь идёт о компактном мопеде марки «Фора».

Сегодняшнее положение дел

После тотальной ликвидации Мотозавода многие ценные технологические находки рижских инженеров исчезли в середине «ревущих» 90-х, а существенная часть нереализованной с конца 80-х годов продукции была распродана фактически за бесценок (пилотные и предсерийные образцы новых модификаций мокиков и мопедов). В наше время многие образцы мотостроительного дела хранятся либо в российских и европейских мотомузеях, либо (и в процентном отношении таких большинство) в частных коллекциях любителей раритетов в этой области. Цеха ныне почившего в бозе легендарного рижского предприятия, располагавшиеся по соседству с ВЭФом у Воздушного моста по улице Ленина (ныне Бривибас (Свободы) в настоящее время либо сровнены с землёй, либо находятся в полуразрушенном, крайне запущенном состоянии.


Внимание, важная информация!|
|Я в Facebook|Сезонная скидка|
 
CIKDatums: Среда, 08.06.2022, 10:02 | Ziņojums # 3
Ģenerālpulkvedis
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 981
Statuss: Оффлайн


Мокик «Рига-16» РМЗ-2.116 (1975-1981)


В 1977 году в производство была запущена двухскоростная модель «Рига-16» (были также экспериментальные модели 1976 года). Это был первый мокик, выпущенный на заводе. Он оснащался кикстартером, глушителем мотоциклетного типа, новым рулем и задним фонарем. На первых моделях «Рига-16» ещё стояли двигатели «Ш-57», впоследствии на мокике установили один из самых удачных двигателей Шяуляйского завода — «Ш-58». Так же в этом году...

Дальше»»» РИЖСКИЕ МОПЕДЫ. ДВУХСКОРОСТНАЯ МОДЕЛЬ «РИГА-16»
 
A2autoDatums: Среда, 09.11.2022, 21:14 | Ziņojums # 4
Pulkvedis
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 223
Statuss: Оффлайн


 Диагностика и ремонт всех типов микроавтобусов Рижский автосервис A2 AUTO в Плявниеках

 Visa veida mikroautobusu diagnostikas un remonta darbi Рижский автосервис A2 AUTO в Плявниеках

 Диагностика и ремонт всех типов легковых автомобилейРижский автосервис A2 AUTO в Плявниеках

 Visa veida vieglo automašīnu diagnostikas un remonta darbi Рижский автосервис A2 AUTO в Плявниеках

 Рижский автосервис A2 AUTO в Плявниеках » Контакты Рижский автосервис A2 AUTO в Плявниеках




Vieglo, mikroautobusu un apvidus auto diagnostika un remonts/ Диагностика и ремонт легковых автомобилей, микроавтобусов и внедорожников
 
A2autoDatums: Суббота, 19.11.2022, 22:02 | Ziņojums # 5
Pulkvedis
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 223
Statuss: Оффлайн
Мотовелосипед «Рига-16» (1958) [6]

Мотовелосипед «Рига-18» (1958-1961) [7]

Мопед «Спридитис» (Spriditis) (1958) [6]

Мотовелосипед «Гауя» Рига-2 (1961-1965) [20]

Мопед «Рига-1» Jawa Rīga 1 (1961-1965) [19]

Микромотороллер «Вента» (1962) [0]

Мотосамокат (1962) [0]

Гоночный микромотоцикл SZ-1 (1963) [2]

Гоночный микромотоцикл SZ-50 (1964) [1]

Мопед «Рига-3» (1965-1968) [14]

Шоссейно-кольцевой микромотоцикл «Рига-6С» (1968) [9]

Шоссейно-кольцевой микромотоцикл «Рига-7С» (1968) [0]

Мокик «Рига-6» (1968) [0]

Мокик «Рига-8» (1969) [0]

Шоссейно-кольцевой микромотоцикл «Рига-9С» (1969) [0]

Легкий мопед «Рига-7» (1969-1976) [19]

Легкий мопед «Рига-5» (1966-1971) [14]

Мопед «Рига-4» (1968-1973) [11]

Шоссейно-кольцевой микромотоцикл «Рига-11С» (1970) [0]

Легкий мопед «Римото» (1970) [0]

Микро-роллер «Riga Mini» (1971) [0]

Микро-роллер «Мини-Спорт» (1971) [0]

Шоссейно-кольцевой микромотоцикл «Рига-13С» («15S GP») (1972) [0]

Мокик «Рига-14» (1973) [0]

Мокик «Рига-14-2» (1973) [0]

Кроссовый микромотоцикл «Рига-6K» (1973) [0]

Мопед «Рига-12» (1973-1979) [0]

Шоссейно-кольцевой микромотоцикл «Рига-15С» (1976) [0]

Шоссейно-кольцевой микромотоцикл «Рига-17С» (1976) [4]

Мокик «Рига-16» РМЗ-2.116 (1977-1981) [20]

Мокик «Рига-18» (1978) [0]

Мокик «Рига-18» (1979) [0]

Шоссейно-кольцевой микромотоцикл «Рига-19С» (1979) [0]

Легкий мопед «Рига-11» РМЗ-1.411 (1976-1981) [13]

Мокик «Рига-18Л» (SZ18) (1981) [0]

Кроссовый микромотоцикл «Рига-14-Юниор» РМЗ-2.714 (1981-1984) [0]

Мокик «Рига-22» («Usma») РМЗ-2.122 (1981-1986) [11]

Шоссейно-кольцевой микромотоцикл «Рига-21С» (1982) [0]

Мини-мокик «Мини» РМЗ-2.126 (1982-1985) [0]

Легкий мопед «Рига-13» РМЗ-1.413 «Переходная» (1983) [0]

Шоссейно-кольцевой микромотоцикл «Рига-23С» (1983) [0]

Легкий мопед «Рига-13» РМЗ-1.413 (1983-1998) [14]

Складной микро-роллер «Mini» RMZ2 (1984) [0]

Легкий мопед РМЗ-1.415 (1984) [0]

Мокик MX/SZ-80 (1984) [0]

Кроссовый микромотоцикл «Рига-20-Юниор» (1984) [0]

Мини-мокик «Мини» РМЗ-2.130 (1985-1990) [0]

Шоссейно-кольцевой микромотоцикл «Рига-Юниор» [0]

Шоссейно-кольцевой микромотоцикл «Рига-125» [0]

Мини-мокик «Рига-26» / «Рига-Mini» [4]

Мини-мокик «Рига-30» / «Рига-Mini» [0]

Мокик «Дельта» RMR-24 РМЗ-2.124 (1986-1996) [0]

«Рига SZ-80» [12]

Кроссовый микромотоцикл «Рига-22-Юниор» [2]

Мини-мокик «Стелла» РМЗ-2.134 (1988-1993) [1]

Мокик спортивный РМЗ-2.720 (1988) [1]

Мопед «Delta-Afra» (1989) [1]

Мини-мокик «Стелла» РМЗ-2.136 (2,136-01) (1989-1992) [5]

Мини-байк «Monkey» (1989) [4]

Мини-байк «Mini-Delta» (1989) [2]

Мопед «Delta» RMZ 2 (1989) [3]

Мини-мокик «Стелла» РМЗ-2.142 (1990-1992) [16]

Мокик Рига-15 «Vega» RMR-15 (1990) [2]

Грузовой трицикл «Pony» (1991) [6]

Мокик «Дельта-Эндуро» РМЗ-2.202 [2]

Мини-мокик «Стелла» РМЗ-2.150 (1992) [1]

Мокик «Fora Sprint» RMR-2.155 (1993) [7]

Мокик «Fora Klassik» (1993) [1]

Мини-мокик «Fora Mini» (1993) [1]

Микромотоцикл «Boss» (1993) [1]

Грузовой трицикл «Tom» [9]

Грузовой трицикл «Villi» [3]

Мокик-вездеход «Delta Safari» [3]

Мокик «Delta-Peugeot» [1]

Мини-мокик «Stella-Peugeot» РМЗ-2.138 [1]

Мокик спортивный «Delta-Cross» (1992) [8]



Vieglo, mikroautobusu un apvidus auto diagnostika un remonts/ Диагностика и ремонт легковых автомобилей, микроавтобусов и внедорожников
 
sava011Datums: Вторник, 14.03.2023, 07:29 | Ziņojums # 6
Ģenerālmajors
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 257
Statuss: Оффлайн

На форум


<br>Кошмары, скандалы и приколы нашего городка
 
CIKDatums: Воскресенье, 07.01.2024, 01:30 | Ziņojums # 7
Ģenerālpulkvedis
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 981
Statuss: Оффлайн

Все автотракторные новости >>>

 
Рижский форум. Rīgas forums » Автомобильный форум, перевозки, ремонт и уход за авто » Фан-форум рижской веломототехники » История предприятия Саркана звайгзне
  • Lappuse 1 no 1
  • 1
Meklēšana: