История предприятия Саркана звайгзне - Рижский форум. Rīgas forums - Рижский портал бесплатных объявлений
[Регистрация | Вход| · Jaunas vēstules · Dalībnieki · Foruma noteikumi · Meklēšana · RSS ]
  • Lappuse 1 no 1
  • 1
Рижский форум. Rīgas forums » Автомобильный форум, перевозки, ремонт и уход за авто » Фан-форум рижской веломототехники » История предприятия Саркана звайгзне
История предприятия Саркана звайгзне
СаваDatums: Sestdiena, 27.11.2021, 21:12 | Ziņojums # 1
Администратор портала
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 478
Statuss: Offline


Автор Женёк LV

Саркана Звайгзне (латыш. Sarkan zvaigzne — «Красная звезда») — бывший мотозавод в городе Риге, функционировавший в период существования Латвийской ССР.

История предприятия в досоветский период.

Завод был основан как частное предприятие в 1927 году. До национализации в 1940 году предприятие занималось производством дорожных велосипедов. В 1929—1930 годы оно входило в состав акционерного сообщества «Омега», которое постоянно конкурировало с другой известной рижской фирмой по производству велосипедов в межвоенный период, которая носила название «Латвелло». Что касается последней, то её офис располагался на улице Элизабетес (бывшая Елизаветинская, в советское время — Кирова), 18, а её руководители, Яков Едейкин и Давид Берлин, поставили на широкую ногу изготовление всех без исключения деталей для велосипедов на цехах своего предприятия. Другим важным производителем велосипедов в Латвии между двумя мировыми войнами было предприятие «Эренпрейс», третий конкурент на велосипедном рынке страны, в которое и превратился завод после выхода из состава «Омеги» в 1930 году и начала свободного плаванья. Фирма, провозгласившая свою самостоятельность после 1930 года, получила название «Густав Эренпрейс» в честь нового руководителя. Густав Эренпрейс — отец известного латвийского цитолога Яниса Эренпрейса. На протяжении 30-х годов фирма специализировалась на изготовлении мужских и женских велосипедов несложной, но удобной в эксплуатации конструкции, которые проходили стадию сборки в Латвии в основном из импортируемых из Англии и Германии деталей (в отличие от уже упоминавшейся «Латвелло», на которой детали производились на месте). Эти велосипеды были известны под маркой «Эренпрейс ориджинал» вплоть до начала Второй мировой войны. В конце 30-х годов, в период диктатуры Карлиса Ульманиса, на предприятии были образованы два подпольных коммунистических кружка, председателями которых были революционеры Екаб Вецвагер и Винсент Тутин. В общей сложности за 13 лет (с 1927 по 1940 год) функционирования этого предприятия в истории республики меж военного периода было выпущено 182000 велосипедов.
О Густаве Эренпрейсе известно, что он работал главным инженером на своём предприятии, а его технические новинки и оригинальные изобретения обусловили распространённость велосипедов этой марки в том числе и в таких европейских государствах, как Франция, Бельгия, Германия. Его инновационные заслуги создали ему репутацию талантливого мастера-инженера, благодаря чему он остался на своём посту и после завершения войны и присоединения Латвии к СССР. Данных о его дальнейшей судьбе найти пока не удалось, этот вопрос можно считать открытым и в наши дни.
Pievienotie faili: 2908709.jpg (51.0 Kb)


Внимание, важная информация!|
|Я в Facebook|Сезонная скидка|
 
СаваDatums: Sestdiena, 27.11.2021, 21:22 | Ziņojums # 2
Администратор портала
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 478
Statuss: Offline
История Рижского велосипедного завода до 1961 года

С наступлением июня 1940 года предприятие было национализировано советской властью и получило новое название — Рижский велосипедный завод «Саркана звайгзне». С 1963 года предприятие стало называться Рижский мотостроительный завод «Саркана звайгзне». Сразу же вступил в силу проект реконструкции главного на тот момент велосипедного предприятия страны (семья Едейкиных была репрессирована, Давид Берлин также погиб в лагере после 1940 года, что предопределило ликвидацию конкурирующего предприятия «Латвелло»), который предполагал постепенный переход к новому уровню производства — 100000 велосипедов в год. Нацистская оккупация республики помешала работе национализированного и переименованного предприятия, но после окончания военных действий Рижский велосипедный завод успешно возобновил свою деятельность. Первый этап осуществления плана реконструкции «Саркана звайзне» начался в 1946 году и был завершён 1 апреля 1947 года. Предусмотренная проектная мощность (100000 велосипедов в год) была достигнута в 1949 году, а уже в 1960 году, например, на фабрике было изготовлено и выпущено уже 220000 велосипедов.

Производство первого мопеда в СССР

В середине 50-х годов промышленное ведомство СССР посчитало необходимым инициировать перепрофилирование производства Рижской велосипедной фабрики, поскольку велосипед считался явлением обыденным, а во многих европейских городах люди давно оформили своё знакомство с моторизованными транспортными средствами. Именно к 1958 году инженеры-конструкторы велосипедного завода «Саркана звайгзне» решились на внедрение всесоюзного новшества, и к велосипедам, в изобилии выпускаемым с конвейера одного из наиболее преуспевающих и передовых велостроительных заводов Союза, был приделан мотор. Так в 1958 году в Риге появился первый в истории Советского союза мопед, который получил название «Рига-18». К велосипеду был прикреплён двигатель, изготовленный на ленинградском заводе «Красный октябрь». Мопед «Рига-18» увидел свет благодаря главному конструктору «Красной звезды» Юрию Веллеру. После этого стало понятно, что настал момент полностью перепрофилировать производство на «Красной звезде» — велосипедный «промысел» был отдан на откуп другим заводам, а на «Звезде» было принято решение окончательно и бесповоротно перейти на конвейерный выпуск мопедов, которые очень быстро приобрели известность у молодого населения не только Латвийской ССР, но и всего Союза.

Изготовление и выпуск «Риги-1»

В 1961 году было решено прекратить выпуск дорожных велосипедов в связи с переориентацией производства на заводе. Именно тогда завод приступил к производству мотовелосипеда «Гауя» (мечта многих советских подростков середины и конца 60-х годов) в дополнении к ранее (в 1960 году) начатому производству ещё более исторического мопеда «Рига-1». Эта модель была снабжена моторами, производимыми на чешском предприятии «Ява», а в качестве технического прототипа конструктора завода решили использовать «гремевшие» по послевоенной Европе мопеды немецкого производства марки «Симсон». Впоследствии создавались различные модификации, такие как «Рига-5», «Рига-7» и другие, которые, без преувеличения, пользовались головокружительной популярностью у советских молодых людей поколения 60-х и 70-х годов. Кстати, первые «Риги-1» считаются бесценным раритетом, а самым дорогим сокровищем для мотофилов являются те мопеды, которые были выпущены с двигателями «Явы». Дело в том, что вскоре после выпуска мопедов с чешскими моторами было решено использовать двигатели, которые конструировались на заводе в Шяуляе, что, по мнению исследователей марки, несколько повредило качеству транспорта, ухудшив общие показатели продукта.

Количество продукции в начале 60-х годов

В 1962 году на предприятии с переориентированным производством было выпущено 27000 мопедов марки «Рига-1», которые импортировались не только в другие республики СССР, но и в так называемые страны ближнего зарубежья с социалистическими режимами. Для сравнения в области статистики: в историческом для завода 1960 году путёвку в жизнь получили 11 мопедов, в следующем 1961 — уже 5000 моторизованных транспортных средств, а через четыре года, в 1965, завод выпустил с конвейера всего 90000 двухколёсных «Риг-1».

История предприятия в 80-ые годы

В начале 80-х годов производство на предприятии «Саркана звайгзне» было налажено на довольно высоком уровне, было выпущено 208400 мопедов разных версий и модификаций («Рига-13», «Рига-22», а также различные спортивные модели мопедов и мотоциклов). Завод специализировался в том числе на запасных частях для мокиков и мопедов, а также для сельхозтехники, производство которых было отлажено на высоком уровне и имело систематический характер. Об этом свидетельствуют и статистические данные, согласно которым общий объём продукции рижского предприятия к 1983 году составил 37,9 миллионов рублей. С 1984 года предприятие расширило зону экспорта, и его продукция получила «пропуск» в государства с дружественными режимами, такие как Куба, Вьетнамская Народная Республика и некоторые другие. Ещё раньше, в 1970 году, группа работников Рижского мотозавода удостоилась почётной регалии — Государственной премии ЛССР — за конструирование модификаций «Рига-4» и «Рига-5», а также за налаживание их массового, серийного производства, который был успешен за счёт общего поступательного увеличения производительности труда, что и предопределяло высокие темпы роста продукции. Также с начала 80-х годов руководство завода много внимания уделяло развитию собственного станкостроения, а также на изыскание и последовательную разработку новых способов производства.

История предприятия в независимой Латвии

После так называемой Баррикадной (Песенной) революции 1991 года, в результате которой Латвия окончательно провозгласила свою государственную независимость в условиях общего угасания промышленности Рижский мотострительный завод «Саркана звайгзне» переживал спад производства. Несмотря на то, что «Саркана звайгзне» внешне безболезненно ступила в новую эпоху, сменив название на Рижский мотозавод, деятельности предприятия препятствовала «зацикленность» на одних мопедах. Проблема заключалась в том, что ещё в конце советской эры начальство предприятия осознало, что стремление к количественному росту начало оказывать негативное воздействие на качество произведённой продукции. Поэтому государственные индустриальные ведомства начали подготавливать планы реформ производства, которые предполагали переход к производству новых транспортных средств. В связи с тем, что установки дирекции предприятия так и не были реализованы по причине некстати подоспевшего развала Союза, на мотозаводе наступил острый промышленный кризис, который в конце концов вылился в закрытие предприятия в 1998 году.

Последние изобретения

Вместе с тем нельзя утверждать, что у конструкторов мотозавода не появлялись новые идеи, а повсюду царила полная стагнация. В частности, в начале 90-х был сконструирован миниатюрный трицикл «Пони», который был незатейлив по структуре и прост в обращении; он предназначался для транспортировки грузов, а объём его двигателя не превышал 50 кубических сантиметров, что позволяло ездить на нём даже при отсутствии водительских прав. Другим, фактически последним в истории предприятия славным изобретением был складной мопед «Мини», бак с бензином которого мог быть легко отцеплен от корпуса мопеда. Также более-менее известны мопеды модели «Манки» и «Босс» были созданы по заказу партнёров из Великобритании. В 1998 году, аккурат перед роковым закрытием фабрики, её последнее детище увидело свет — речь идёт о компактном мопеде марки «Фора».

Сегодняшнее положение дел

После тотальной ликвидации Мотозавода многие ценные технологические находки рижских инженеров исчезли в середине «ревущих» 90-х, а существенная часть нереализованной с конца 80-х годов продукции была распродана фактически за бесценок (пилотные и предсерийные образцы новых модификаций мокиков и мопедов). В наше время многие образцы мотостроительного дела хранятся либо в российских и европейских мотомузеях, либо (и в процентном отношении таких большинство) в частных коллекциях любителей раритетов в этой области. Цеха ныне почившего в бозе легендарного рижского предприятия, располагавшиеся по соседству с ВЭФом у Воздушного моста по улице Ленина (ныне Бривибас (Свободы) в настоящее время либо сровнены с землёй, либо находятся в полуразрушенном, крайне запущенном состоянии.


Внимание, важная информация!|
|Я в Facebook|Сезонная скидка|
 
CIKDatums: Trešdiena, 08.06.2022, 10:02 | Ziņojums # 3
Ģenerālpulkvedis
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 981
Statuss: Offline


Мокик «Рига-16» РМЗ-2.116 (1975-1981)


В 1977 году в производство была запущена двухскоростная модель «Рига-16» (были также экспериментальные модели 1976 года). Это был первый мокик, выпущенный на заводе. Он оснащался кикстартером, глушителем мотоциклетного типа, новым рулем и задним фонарем. На первых моделях «Рига-16» ещё стояли двигатели «Ш-57», впоследствии на мокике установили один из самых удачных двигателей Шяуляйского завода — «Ш-58». Так же в этом году...

Дальше»»» РИЖСКИЕ МОПЕДЫ. ДВУХСКОРОСТНАЯ МОДЕЛЬ «РИГА-16»
 
A2autoDatums: Trešdiena, 09.11.2022, 21:14 | Ziņojums # 4
Pulkvedis
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 223
Statuss: Offline


 Диагностика и ремонт всех типов микроавтобусов Рижский автосервис A2 AUTO в Плявниеках

 Visa veida mikroautobusu diagnostikas un remonta darbi Рижский автосервис A2 AUTO в Плявниеках

 Диагностика и ремонт всех типов легковых автомобилейРижский автосервис A2 AUTO в Плявниеках

 Visa veida vieglo automašīnu diagnostikas un remonta darbi Рижский автосервис A2 AUTO в Плявниеках

 Рижский автосервис A2 AUTO в Плявниеках » Контакты Рижский автосервис A2 AUTO в Плявниеках




Vieglo, mikroautobusu un apvidus auto diagnostika un remonts/ Диагностика и ремонт легковых автомобилей, микроавтобусов и внедорожников
 
A2autoDatums: Sestdiena, 19.11.2022, 22:02 | Ziņojums # 5
Pulkvedis
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 223
Statuss: Offline
Мотовелосипед «Рига-16» (1958) [6]

Мотовелосипед «Рига-18» (1958-1961) [7]

Мопед «Спридитис» (Spriditis) (1958) [6]

Мотовелосипед «Гауя» Рига-2 (1961-1965) [20]

Мопед «Рига-1» Jawa Rīga 1 (1961-1965) [19]

Микромотороллер «Вента» (1962) [0]

Мотосамокат (1962) [0]

Гоночный микромотоцикл SZ-1 (1963) [2]

Гоночный микромотоцикл SZ-50 (1964) [1]

Мопед «Рига-3» (1965-1968) [14]

Шоссейно-кольцевой микромотоцикл «Рига-6С» (1968) [9]

Шоссейно-кольцевой микромотоцикл «Рига-7С» (1968) [0]

Мокик «Рига-6» (1968) [0]

Мокик «Рига-8» (1969) [0]

Шоссейно-кольцевой микромотоцикл «Рига-9С» (1969) [0]

Легкий мопед «Рига-7» (1969-1976) [19]

Легкий мопед «Рига-5» (1966-1971) [14]

Мопед «Рига-4» (1968-1973) [11]

Шоссейно-кольцевой микромотоцикл «Рига-11С» (1970) [0]

Легкий мопед «Римото» (1970) [0]

Микро-роллер «Riga Mini» (1971) [0]

Микро-роллер «Мини-Спорт» (1971) [0]

Шоссейно-кольцевой микромотоцикл «Рига-13С» («15S GP») (1972) [0]

Мокик «Рига-14» (1973) [0]

Мокик «Рига-14-2» (1973) [0]

Кроссовый микромотоцикл «Рига-6K» (1973) [0]

Мопед «Рига-12» (1973-1979) [0]

Шоссейно-кольцевой микромотоцикл «Рига-15С» (1976) [0]

Шоссейно-кольцевой микромотоцикл «Рига-17С» (1976) [4]

Мокик «Рига-16» РМЗ-2.116 (1977-1981) [20]

Мокик «Рига-18» (1978) [0]

Мокик «Рига-18» (1979) [0]

Шоссейно-кольцевой микромотоцикл «Рига-19С» (1979) [0]

Легкий мопед «Рига-11» РМЗ-1.411 (1976-1981) [13]

Мокик «Рига-18Л» (SZ18) (1981) [0]

Кроссовый микромотоцикл «Рига-14-Юниор» РМЗ-2.714 (1981-1984) [0]

Мокик «Рига-22» («Usma») РМЗ-2.122 (1981-1986) [11]

Шоссейно-кольцевой микромотоцикл «Рига-21С» (1982) [0]

Мини-мокик «Мини» РМЗ-2.126 (1982-1985) [0]

Легкий мопед «Рига-13» РМЗ-1.413 «Переходная» (1983) [0]

Шоссейно-кольцевой микромотоцикл «Рига-23С» (1983) [0]

Легкий мопед «Рига-13» РМЗ-1.413 (1983-1998) [14]

Складной микро-роллер «Mini» RMZ2 (1984) [0]

Легкий мопед РМЗ-1.415 (1984) [0]

Мокик MX/SZ-80 (1984) [0]

Кроссовый микромотоцикл «Рига-20-Юниор» (1984) [0]

Мини-мокик «Мини» РМЗ-2.130 (1985-1990) [0]

Шоссейно-кольцевой микромотоцикл «Рига-Юниор» [0]

Шоссейно-кольцевой микромотоцикл «Рига-125» [0]

Мини-мокик «Рига-26» / «Рига-Mini» [4]

Мини-мокик «Рига-30» / «Рига-Mini» [0]

Мокик «Дельта» RMR-24 РМЗ-2.124 (1986-1996) [0]

«Рига SZ-80» [12]

Кроссовый микромотоцикл «Рига-22-Юниор» [2]

Мини-мокик «Стелла» РМЗ-2.134 (1988-1993) [1]

Мокик спортивный РМЗ-2.720 (1988) [1]

Мопед «Delta-Afra» (1989) [1]

Мини-мокик «Стелла» РМЗ-2.136 (2,136-01) (1989-1992) [5]

Мини-байк «Monkey» (1989) [4]

Мини-байк «Mini-Delta» (1989) [2]

Мопед «Delta» RMZ 2 (1989) [3]

Мини-мокик «Стелла» РМЗ-2.142 (1990-1992) [16]

Мокик Рига-15 «Vega» RMR-15 (1990) [2]

Грузовой трицикл «Pony» (1991) [6]

Мокик «Дельта-Эндуро» РМЗ-2.202 [2]

Мини-мокик «Стелла» РМЗ-2.150 (1992) [1]

Мокик «Fora Sprint» RMR-2.155 (1993) [7]

Мокик «Fora Klassik» (1993) [1]

Мини-мокик «Fora Mini» (1993) [1]

Микромотоцикл «Boss» (1993) [1]

Грузовой трицикл «Tom» [9]

Грузовой трицикл «Villi» [3]

Мокик-вездеход «Delta Safari» [3]

Мокик «Delta-Peugeot» [1]

Мини-мокик «Stella-Peugeot» РМЗ-2.138 [1]

Мокик спортивный «Delta-Cross» (1992) [8]



Vieglo, mikroautobusu un apvidus auto diagnostika un remonts/ Диагностика и ремонт легковых автомобилей, микроавтобусов и внедорожников
 
sava011Datums: Otrdiena, 14.03.2023, 07:29 | Ziņojums # 6
Ģenerālmajors
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 257
Statuss: Offline

На форум


<br>Кошмары, скандалы и приколы нашего городка
 
CIKDatums: Svētdiena, 07.01.2024, 01:30 | Ziņojums # 7
Ģenerālpulkvedis
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 981
Statuss: Offline

Все автотракторные новости >>>

 
Рижский форум. Rīgas forums » Автомобильный форум, перевозки, ремонт и уход за авто » Фан-форум рижской веломототехники » История предприятия Саркана звайгзне
  • Lappuse 1 no 1
  • 1
Meklēšana:
Сегодня в ТОПе




 

Важно! Рижский форум изначально создавался как неполитический проект. Как бы это ни было сложно, мы и сейчас постараемся удержаться вне политики, не занимая ни одну из сторон. Хотя бы ради того, чтобы не раскалывать свою аудиторию и не устраивать битвы в комментариях. «Статья 74.1 Уголовного закона подразумевает ответственность за публичное восхваление преступлений против мира и военных преступлений. В качестве наказания предусмотрен тюремный срок до пяти лет.

В связи с этим администрация сайта просит латвийских граждан или латвийских неграждан в комментариях быть сдержанными и не нарушать закон.

О САЙТЕ. Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников -
имеют обратную ссылку на материал в интернете или присланы посетителями
сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях.
Права на материалы принадлежат их владельцам.
Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет.
Если Вы обнаружили на нашем сайте материалы, которые нарушают авторские права,
принадлежащие Вам, Вашей компании или организации, пожалуйста, сообщит 
нам

Copyright Рижский портал бесплатных объявлений © 2024


 
Рейтинг@Mail.ru