[ · Jaunas vēstules · Dalībnieki · Foruma noteikumi · Meklēšana · RSS ]
Рижский форум. Rīgas forums » Автомобильный форум, перевозки, ремонт и уход за авто » Фан-форум рижской веломототехники » Из истории индустрального дизайна - рижские мопеды
Из истории индустрального дизайна - рижские мопеды
ADMINDatums: Sestdiena, 17.02.2018, 00:53 | Ziņojums # 1
Главный администратор
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 3937
Statuss: Offline
Автор Дмитрий 67МоскваВстретил на просторах интернета весьма интересный материал.
http://buksartis.livejournal.com/56054.html
К сожалению там убито много картинок... И есть огрехи перевода с латышского на русский.
Думаю что многим будет интересно почитать статью - в которой я постараюсь восстановить картинки и заодно немного причесать граматику и орфографию. ( Без изменения смысла ). Некоторые суждения автора статьи - кажутся мне спорными... Но почитать всё равно интересно. В статье есть огрехи с датами... Править их не буду. Но знайте что статья - не является истиной в последней инстанции. Это просто интересная статья.

В статье использованы фото с сайта :
http://www.autonews.lv/galerija/71/
Я для восстановления - буду использовать тоже этот ресурс и иные фото с просторов интернета. Сайты с фото на которые у меня сохранились ссылки - перечислю в конце выложенной статьи.
...................................................................



http://buksartis.livejournal.com/56054.html
Пишет Buks Artis (buksartis)
2010-10-30 15:52:00 

Из истории индустрального дизайна - рижские мопеды.

Пару лет назад в Риге тихо и незамеченно прошла выставка работ Гунара Глудиньша, которая заставила вспомнить о Великой Мечте детства - о Мопеде. Благодаря тому, что рижский завод "Саркана Звайгзне" ("Красная Звезда", позднее "Рижский моторный завод" - "Rīgas Motorrūpnīca") в большом мере специализировался на производство мопедов, в Балтезерсе, где прошло мое детство (в 60ые годы там давали участки под застройку преподавателям вузов, деятелям культуры и спорта, так что дед построил свой особнячок), у каждого пацана был мопед - без мопеда бегали только малыши (и ваш покорный слуга).

А всеобщая мопедизация детворы неразрывно связана с именами конструктора Валдиса Клейнберга (Valdis Kleinbergs) и дизайнеров Гунара Глудиньша (Gunārs Glūdiņš) и Яниса Карклиньша (Jānis Kārkliņš).

Первый "Мини"
Как "молодые и злые" они вопали в дизайнерское бюро завода в конце 60ых - когда мир зашатал победоностное шествие мини во всех сферах, под мелодиии The Beatles "Yellow Submarine" и оглоски фестиваля Woodstock. В 1971 году Глудишьш и конструктор Погайнис (Valdis Pogainis) создали прототип "Рига Мини" "Rīga Mini" - "космический дизайн" (космос опять был в моде - американци как раз проехались по Луне со своим багги "Lockheed"), складной руль, педаль какстартера, 3,5-5 дюймовые колеса, вес 40 кг.

( Все фото можно кликать для увеличения )


«Рига - МИНИ ( 1971 г. )»


 
ADMINDatums: Sestdiena, 17.02.2018, 00:54 | Ziņojums # 2
Главный администратор
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 3937
Statuss: Offline
Как абсолютная новизна, "Рига Мини" брал призы во многиз выставках дизайна, в том числе и в Брюсселе (1973) и в Штутгарте (1976). Но на производство не пустили. Здесь , по моему, встречаем извечную пятку Ахилла советской индустрии: зачем создать и производить что то новое, если расхватают и старое? А что то новое пустить на конвейер можно тоько когда спрос на такое не в одном регионе, а всем Союзе - к сожалению плановая и централизованная экономика обеспечивает необходимим минимумом, но весьма инертна вопросах инноваций.

Но руководству завода нравились дипломы и медали международных выставок, и если конвейер продолжал штамповать старье, то дизайнерскому бюро всегда был зеленый свет (еще 1964 году в Риге создали экспериментальную серию с 50 cm3 моторами Серпуховского института (" НИИ МОТОПРОМ"). "Рига 6" с трехступенчатовой коробкой скоростей, кикстартером, переключателем для ноги, передней гидравликой - шоссейный, гоночный и эндуро, - все Ancillotti и Derbi того времени могли идти спать; особенно, когда разработали тоже экспериментальную серию "Рига 8").


«Rīga 8 (E) ( Экспериментальный )» 

В 1973 году Глудиньш саздал минибайк "Рига 14" ("Rīga 14"). Надо заметить, что он очень похож на "Honda Dax" 1969 года - штанцеванная рама из 2 частей, 10дюймовые колеса, длинное прямоугольное сидение и руль из 2 частей, - но думаю, это скорее следование мде, а не плагиат. Мотор был литовский 2 скоростной 50 cm3, Шауляйского завода - вечная проблема рижских мопедов, - говно абсолютное (ленинградские моторы серии "Д" не были лучше).


«Рига 14 ( 1973 г. )» 


«Рига 14 и Honda Dax. »


 
ADMINDatums: Sestdiena, 17.02.2018, 00:55 | Ziņojums # 3
Главный администратор
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 3937
Statuss: Offline
Еще в 1978 году мопед Рига 14 рекламировали в журналах для подростков, но производить в массовом порядке так и не стали. Но уже до того планировали на производить эту модель а просто сменить надоевшеую и технически устаревшую модель "Рига 16" ("Rīga 16" - тюниног старого "Рига 12") на современный 50 cm3 мопед - т.н. мокик. 

Дизайнеры Глудиньш и Васильев (Anatolijs Vasiļjevs) и конструктор Нитишь (Edmunds Nitišs) уже в середине 70ых создали серию прототипов разного дизайна с общем названием "Рига 18" ("Rīga 18") и модификациями Шауляйских моторов Ш58 и Ш62М. 1977 году на 5-ой выставке дизайна в Риге "Среда, дизайн, качество" ("Vide, dizains, kvalitāte") группа Глудиньша выставила модель с особенно выгнутым рулем, хребтовой рамой центральной трубы, ящиком инструментов под рамой и длиенным сидением. В следующей модификации рама с ящиком для инструментов и бензобаком было уже в одном монокорпусе, что соответствовало моде дизайна того времени. В 1981 году на 6-ой выставке дизайна в Риге выставили модель "Рига 18л" ("Rīga 18L") или "СЗ18" ("SZ18") - по дизайно уже как настоящий мотоцикл с экспериментальным литовским мотором и переключателем скорости от ноги, монолитным силуетом, панелем датчиков и звукосигналом. Любой из "Рига 18" был достоен массового производства, но руководство завода не хотело (или не могло) перестроить производство и завод "Саркана Звайгзне" продолжал выпускать надоевшие старые "Рига 16" и их тюнинги "Рига 22". Шли годы и Рига теряла свое место в элите отрасли, неизбежно отставая от европейских заводов, хотя у тех производственные мощностьи были гораздо слабее. ( ! )


«Рига 18 ( 1978 г. )» 


«Рига 18 ( 1979 г. )» 

Второй "Мини"

Первая попытка отыграть потерянное была блоха с мотором "Рига 26 Мини" (сперва с 1 скоростью, потом с 2) - воплощение увлечения Глудиньша функциональным минимализмом, - складная рама как у Брянскского велосипеда "Десна", а бензобак на багажнике сзади.


«Складной мини-мопед Mini RMZ 2 (1984)» 


«Рига 20 ( 1986 г. )» 

Была и разработка прототипа детского электроскутера - не для улицы, а во дворе и т.п., - батереи в раме а электромотор в заднем колесе, но признали не перспективным (в отличии от всяких японцев, которые развили тему и производят и по сей день). Были и прототипы квадрациклов и трехкалесников с 50 cm3 моторами, но умные руководители из тоже признали не перспективными.


 
ADMINDatums: Sestdiena, 17.02.2018, 00:56 | Ziņojums # 4
Главный администратор
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 3937
Statuss: Offline
Ситуацию не спасли и мопеды "Дельта" (и "Delta Enduro" концепт на базе подросткового кроссника и "Delta" внедорожник с 80 cm3 Simson мотором). Инерция мышления была слишком велика.


«Рига - Дельта с мотором Simson.» 

Куда податся?

Наконец то решились снять с производства драндулет "Рига 13" (который принципиально не особенно отличался от архаического "Рига 7") и перейти на новую концепцию "Рига 15". Прототип с индексом РМЗ-1.415 был создан еще 18=984 году. (  ) Выгнутая рама центральной трубы, косой бензобак, Ленинградский мотор Д (49 cm3), автоматическое сцепление, - но опять старт производства затормозили до начала 90-ых, но тогда уже не до мопедов...

За то эта модель послужила хорошей базой для экспериментов студентов академии художеств. Созданная студентом Копейкиным (Mihails Kopeikins) "Вега" ("Rīga 15 Vega") было весьма современным мопедом, хотя с явным веянием итальянскогой моды дизайна.


«Рига -15 ВЕГА ( 1990 г. )» 

Но на том история "Риги 15" и кончается - проект почему то отдали Ленинградскому Северному заводу, который с 1994 года пустил в производство последнюю модификацию этого мопеда под названием "Пегас ЛСЗ - 1.415" (c мотором Д 14) - "Пегасы" и сейчас производят, но с Ригой они уже никакого отношения не имеют. ( Примечание : Уже не производили - на момент написания статьи. Теперь - Пегас с мотором Д 14 и Д 16 - конкретный антиквариат ).


«Мопед Пегас. ( Питерский )» 

Почти мотоцикл

То, что литовские 2-скоростные моторы годится только на металолом, знали все, и 1983 году пришлось купить лиценцию на германский мотор "Simson M531/541 KG-40" - рижские дизайнеры наконец смогли 1984 году создать что то более серьезное с 80 cm3 "Simson" мотором - прототип "Рига СЗ80" ("Rīga SZ80"). 1988 году на выставке "Автодизайн '88" в Москве был экспонирован с такими улучшениями, какие на мопедах и во сне не снились: двухместное сидение, литые колеса, дискообразные тормоза, гидравлические амортизаторы, центральный моноамортизатор, предполагаемая скорость выше 100 км/ч и т.д. В принципе этот минибайк был на уровне лучших образцов морового дизайна и лучшый в классе легкиз мотоциклов в Союзе. Скоро появился и "SZ80" с улучшенной формой бензобака и полудуплексной рамой и прототипы 125 cm3 гоночного (уже мотоцыкла) и эндуро вариантов, амфибия, минигрузовик, но все остались тоько как прототипы. Но для рижских дизайнеров этл был золотой век.


 
ADMINDatums: Sestdiena, 17.02.2018, 00:57 | Ziņojums # 5
Главный администратор
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 3937
Statuss: Offline
Группа Глудиньша - конструкторы Озолиньш (Ivars Ozoliņš), Бараненковс (Leonīds Baraņenkovs) и Кисилс (Sergejs Kisils), - создали 50 cm3 мокик "RMR-2.155 Fora Sprint", который сам Гунарс признал лучшей своей работой:


«Рига Фора. RMR-2.155 Fora Sprint ( 1993 г. )»


«RMR-2.155 Fora Sprint ( 1993 г. )»

Но пока думали о настройки производства, дизайн поздних 80-ых "Fora Sprint" уже успел устареть. В Европе началась волна моды на малогабаритных скутеров, а полугоночные мокики осталиь в сфере интересов малочисленной группы энтузиастов. Только 1997 году подписали договор с Ленинградским заводом "Красный Октябрь" о производстве моделей "Фора-спринт", "Фора-классик", "Фора-мини" на базе в Риге производимых деталей, но "Рижский моторный завод" уже приближался своему концу в процессе приватизации.


«Мопед Фора - варианты.»


 
ADMINDatums: Sestdiena, 17.02.2018, 00:57 | Ziņojums # 6
Главный администратор
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 3937
Statuss: Offline
Около 1996 года "Рыжский моторный завод" начал сомнительное сотрудничество с британской компанией "Offroad Leisure UK" - по их заказу создали несколько новых прототипов мокиков с 50 cm3 моторами.


«Мокик 1998 г. «Фора» для Англии с Д-16 – одна из последних разработок рижан.» 

Но бриты рижан просто кинули. Это вместе с приватизацией поставило точку мотопроизводству в Риге: новые владельцы распродали оборудование и смылись, а в зданиях завода - в центре Риги, - можно снимать продолжение "Сталкера" или Дрезден 1945 года.

Но идеи рижских дизайнеров еще живет. Еще 1999 году в Словакии Карловском заводе "Mopedy Slovakia SRO" (бывшый филиал "Jawa") производили клон рижского мокика "Stella" под названием "Babetta Stella" ( с мотором от мопеда "Babetta" ). 


«Babetta Stella.» 

А в Моравии некто Ярослав Холик (бывшый представитель "Рижского моторного завода" в Чехословакии) на своем заводике - до сих пор производит клон рижского мокика "Stella" с мотором "Franco Morini" под названием "JH Pento".


«Мокик "Stella" с мотором "Franco Morini" под названием "JH Pento".»

А единственный известный клуб фанатов рижских мопедов действует в Венгрии: http://riga.hu/
( Примечание : Видимо - широко известный в узких кругах... )


 
ADMINDatums: Sestdiena, 17.02.2018, 00:59 | Ziņojums # 7
Главный администратор
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 3937
Statuss: Offline
Приложение -

Рижские мопеды:


«Рижский мотовелосипед с мотором Д 4.»


 
ADMINDatums: Sestdiena, 17.02.2018, 00:59 | Ziņojums # 8
Главный администратор
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 3937
Statuss: Offline

«Прототип мопеда "Riga 1" ( фото 1959 г. )»


 
ADMINDatums: Sestdiena, 17.02.2018, 01:00 | Ziņojums # 9
Главный администратор
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 3937
Statuss: Offline

«Опытный мопед МП-60 «Spriditis» ( Мальчик с пальчик ) ( 1958 г. ).»


 
ADMINDatums: Sestdiena, 17.02.2018, 01:00 | Ziņojums # 10
Главный администратор
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 3937
Statuss: Offline

«Мопед "Riga 1" (1961-1965 г.)»


 
Рижский форум. Rīgas forums » Автомобильный форум, перевозки, ремонт и уход за авто » Фан-форум рижской веломототехники » Из истории индустрального дизайна - рижские мопеды
Meklēšana: